20100515

История концерна Toyota.


11 июня 1894 года, в семье японского механика и изобретателя Сакичи Тойода произошло торжественное событие – родился сын, которого назвали Киичиро.
Сакичи был одним из тех трудолюбивых людей, которые всего в жизни добиваются самостоятельно. Его отец – столяр – мог дать сыну только одно: трудолюбие, помноженное на терпение. Сакичи с юных лет наблюдал, как работает отец, а потому рано приобщился к столярному делу. К моменту рождения сына ему было уже 27 лет, но он был уже известный изобретатель. Еще в 18-летнем возрасте Сакичи изобрел ткацкий станок собственной конструкции с ручным управлением, чего раньше и представить себе было невозможно.
У Киичиро не было деревянных игрушек. Их ему заменяла мастерская отца. Практически на его глазах (если трехлетний Киичиро тогда что-то понимал) родилась новая сенсация: механический ткацкий станок в Японии. Причем, Тойода выдавал такое их качество, что в первом десятилетии ХХ века в стране Восходящего солнца покупали только его станки.
Сакичи не был мультибогачом, и к нему вскоре "подкатили" представители одного из самых богатых кланов Японии с предложением о сотрудничестве. Схема была проста: мы даем тебе деньги, а ты работаешь на нас. Но так получалось на практике, что "большая рыба" очень скоро съедала маленькую. Условия ухудшались настолько, что мелким бизнесменам ничего не оставалось, как пахать за гроши.
Первый урок Сакичи Тойоды может звучать так: даже если тебя распирает от гордости из-за лестного предложения, не лопайся от радости, как воздушный шарик, найми лучшего адвоката, чтобы был составлен выгодный договор. Сакичи смог сделать так, что "акулы бизнеса" обломали об него свои зубы, проглотить его так и не удалось…
Второй урок от Сакичи-сан: не замыкайся в своем узком мирке, даже если тебе кажется, что ты всего достиг. Смело расширяй границы и своих познаний, и своих контактов. В маленький мешок может поместиться полкилограмма риса, а в большой – полцентнера. Примерно так рассуждал Сакичи, и отправился для расширения кругозора в США и Европу.
Надо сказать, что это был один из самых драматических периодов в жизни Сакичи – он развелся с женой и оставил двухлетнего Киичиро у себя. Потом женился во второй раз, убедился в том, что мачеха очень хорошо ладит с его отпрыском, и поехал за моря-океаны.
По возвращению из поездки Сакичи открыл новую компанию. Он продолжает совершенствовать свои станки, радуется тому, что Киичиро оказался смышленым малым и из него будет толк. Ведь сын понимает в механизмах с самого малолетства.
В 1928 году по совету отца Киичиро отправляется в Америку и Европу, знакомиться с новинками автомобилестроения. Он уже хорошо знает, на что обратить особое внимание – на двигатели внутреннего сгорания, работающие на бензине. Дотошный молодой японец вызывает некоторое раздражение у руководителей тех предприятий автомобилестроения, на которых он побывал. Но он не обращает на это ровным счетом никакого внимания. А по возвращении в Японию предлагает отцу открыть автомобильный департамент в его фирме. Сакичи-сан не возражает.
Первая модель автомобиля "Тойота", выпущенная в 1936 году. Сегодня она стоит в музее концерна.
30 октября 1930 года (по некоторым сведениям – 30 августа) Сакичи Тойода покидает сей мир. Наследство делили тяжело и долго (ведь Киичиро был сыном от первого брака), но предусмотрительный отец в завещании специальной строкой оговорил возможность для сына заниматься автомобильным бизнесом. А примерно за год до смерти он успел провернуть очень интересную сделку: продал британской компании несколько мелких патентов в обмен на ежегодную субсидию в размере... 500 тысяч долларов. Эта была неплохая стартовая площадка для Киичиро.
Первый автомобиль Киичиро Тойода выпустил в 1936 году. Это была своеобразная "солянка" – кузов от "Крайслера" и двигатель от "Шевроле". Здесь можно выделить урок от Киичиро: никогда не стремись быть большим оригиналом, сначала нужно "врасти" в рынок, а потому уже поэтапно совершенствоваться. Тот же движок от "Шевроле" был тогда, во-первых, один из самых современных, а, во-вторых, на него можно было легко купить запчасти в Японии.
Почему свой концерн Тойода назвал не по фамилии, а изменил одну букву – Тойота? В 1937 году, когда он основал фирму, Киичиро подошел к названию серьезно и с большой смекалкой. Чтобы написать иероглиф "Тойода", требовалось девять движений кисти, а число девять считается у японцев несчастливым. А вот Тойота требует 8 движений кисти – число самое счастливое!
Сегодня центр автомобилестроения Тойота расположен в одноименном городке, который был переименован так после смерти Киичиро 27 марта 1952 года. По странному стечению обстоятельств, и Сакичи, и его сын Киичиро прожили одинаковое количество лет и скончались на 63-м году жизни…